В 1988 году писатель-маринист Николай Черкашин собирал в Севастополе сведения о гибели линкора "Новороссийск". В печати уже рассказывали об этой ужасной катастрофе Советского военно-морского флота, унесшей 608 жизней. К сожалению, причина взрыва, грянувшего в ночь на 29 октября 1955 года под днищем бывшего итальянского корабля "Юлий Цезарь", ставшего советским трофеем после Второй мировой войны, до сих пор не определена.
Огромный корабль перевернулся и затонул в Северной бухте Севастополя - на глазах у тысяч горожан, поэтому Черкашин расспрашивал всех, кто хоть как-то был причастен к этой катастрофе: и уцелевших моряков, и тех, кто их спасал, и тех, кто наблюдал трагедию с берега. Среди сотен рассказов, оставшихся в его блокнотах, есть и такой.
"В ту ночь я дежурил по железнодорожному переезду, что перед самой Балаклавой, - рассказывал балаклавский старожил Петр Григорьевич Устименко. - Вдруг вижу: со стороны бывшей ветки на карьер (рельсы сняли, насыпь осталась) идет поезд. Глаза протер, думал, почудилось - ведь не могут поезда по полотну без рельсов ходить, а он идет: паровоз и три пассажирских вагончика. И локомотив, и весь состав не нашенские, вроде как довоенные, а может, и того раньше. Паровоз-то на старую "овечку" похож, вы, наверное, не помните - серия "Ов" была такая, - но не "овечка", "0вечку"-то я хорошо знаю. До войны кочегаром на ней начинал. А этот - ну, не видел таких - небольшой, вроде маневрового... В общем, идет без огней, идет со стороны горы Гасфорта, где рельсов-то и сроду не было, да на наш главный путь и выходит. Там - с бывшей вет^и - и стрелочный перевод давно снят, а тут явственно слышу, как стрелки лязгнули. Я успел только шлагбаум опустить. Поезд мимо меня проследовал и пошел в Севастополь. Ну, мое дело маленькое. Я за переезд отвечаю, у меня все в порядке, а дальше пусть диспетчера разбираются. Но вот как он шел без рельсов?! Я даже на полотно старое выбежал - ни следов, ни травы-кочки примятой. Чертовщина какая-то. Я еще тогда поДУмал - не к добру, быть беде. И точно, утром зашумела вся Балаклава - "Новороссийск" взорвался... "Но вы доложили начальству об этом случае?"
"Да вы что? Мне б сразу по шее надавали: мол, попиваешь на дежур. стве, с пьяных глаз и померещилось".
"А может, был грех... - попробовал Николай Андреевич перевести все в шутку".
"Обижаете старика, - покачал головой Устименко. - У нас семья из молокан была. Насчет спиртного строго. Я и сейчас водку на дух не переношу. А историю эту рассказал, потому как знамение это было. Перед всякой бедой чудеса разные случаются. Вот старики рассказывали - перед балаклавским землетрясением "Черного принца" в море видели..."
О недобрых предзнаменованиях "новороссийской" трагедии давно уже ходили разные истории. Даже старший штурман линкора (ныне капитан 1-го ранга в отставке) Михаил Романович Никитенко без тени улыбки сообщал, что в канун взрыва (кстати, Никитенко в роковую ночь был дежурным по кораблю) его жена увидела необыкновенный сон: мно. жество людей поднимается по широкой красивой лестнице в небо, за облака... Но нужны были факты... О случае на балаклавском переезде Черкашин вспомнил четыре года спустя, когда прочитал в газете "Слава Севастополя" от 12 августа 1992 года заметку "Поезд-призрак на дорогах Украины".
"14 июля 1911 года с римского железнодорожного вокзала в "круиз". устроенный фирмой "Санетти" для богатых итальянцев, вышел 11 рогулочный поезд. 106 пассажиров осматривали достопримечательнос7 и, окружавшие новый участок дороги. Поезд приближался к супердли ином} тоннелю. И вдруг начало происходить что-то ужасное. По свидетельств) двух пассажиров, успевших выскочить на ходу, все вдруг покрылось мо лочно-белым туманом, который по мере приближения к тоннелю i \ стел. превращаясь в вязкую жидкость. Поезд вошел в тоннель и... пропа;
После этого происшествия тоннель заложили камнями, а во время войны в него попала авиабомба.
Возможно, об этом случае и забыли бы, если бы трехвагонныи призрак не появился... недалеко от села Заваличи Полтавской области на переезде дежурной Елены Спиридоновны Чебрец. Поезд с наглухо закрытыми шторами, открытыми дверцами и пустой кабиной машиниста двигался абсолютно бесшумно, давя разгуливающих по полотну кур.
Исследовать этот феномен прибыл председатель комиссии по и 1учению аномальных явлений при Академии наук Украины В.П. Jleiiiai 'ли. В его записях, датированных сентябрем 1991 года, высказывается BL ценя. что поезд каким-то образом прошел сквозь время. Лещатый вспоминает и записи известного мексиканского психиатра 40-х годов XIX века Хос- ( 'ак сино о том, как однажды в Мехико появились 104 итальянца, в течение недели попавшие в психиатрическую лечебницу, так как утверждали, if прибыли в Мехико из Рима на поезде. J
Лещатый сделал анализ верхнего слоя на стенах и окнах одного из вагонов загадочного поезда. Это оказалось вещество, похожее свойствами на порох..."
А не этот ли поезд видел на балаклавском переезде Устименко? Много похожего: паровоз иностранного образца, три вагона... Если поезд-призрак обнаружился в 1991-м году под Полтавой, почему он не мог появиться в 1855-м под Балаклавой?
Писатель-маринист еще больше укрепился в этой мысли после того, как побывал на горе Гасфорта с севастопольским краеведом Евгением Веникеевым. Они поднялись туда, чтобы осмотреть остатки итальянского кладбища, устроенного на горе в 1855 году (здесь похоронены солдатысардинцы, погибшие при штурме Севастополя в Крымскую войну) и стертого с лица земли через сто лет по распоряжению советских властей. Никто так и не смог объяснить, почему была взорвана прекрасная часовня на итальянском кладбище в мае 1955 года. Обычный вандализм в порядке "борьбы с проклятым прошлым". Но кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выпалит из пушки. И динамитная шашка, заложенная под старинную часовню, обернулась чудовищным взрывом под днищем "Новороссийска". ...Они бродили по плоской вершине горы Гасфорта меж обломков мраморных плит, заросших на местах бывших клумб кактусами-опунциями. Немецкие снаряды пощадили старинную усыпальницу... Веникеев же рассказывал про первую оборону:
"Сюда, к итальянскому лагерю на горе Гасфорта, англичане провели из Балаклавы железную дорогу... Потом ее сняли. Но насыпь осталась. Ветка из Балаклавы в Севастополь проходит как раз по той, намеченной еще англичанами трассе". Вот как?!
Значит, поезд-призрак шел по следам снятых шпал? Он шел по траектории бывшей железной дороги... Но если это был тот самый злосчастный поезд, зачем он приходил сюда, в этот глухой уголок Крыма? Забрать души итальянских солдат, растревоженных майским взрывом последнего их прибежища - купола часовни? Или у кого-то из 104 пассажиров здесь были погребены родственники и они приехали отдать им последний долг?
А может, они, эти сгинувшие пассажиры, могли как-то отомстить за поруганное кладбище из своего временного плена, вмешались в земную причинно-следственную связь - и "Юлий Цезарь"-"Новороссийск" взлетел на воздух?
Простор для предположений огромен.
Кто же не знает, что время - это особого рода хрональное поле, неразрывно связанное с электромагнитной энергетикой пространства? А ^ли предположить, что наряду с законом сохранения вещества и энергии существует и закон сохранения времени, правда, никем пока не доказанный? И "прожитое" время не исчезает. Вечность прошлого равна бездне будущего. Прошлое существует реально, а не в чьей-либо памяти даже если эта память - совокупный опыт всего человечества. За кажды. из нас самих - некая голографическая картина. У каждого тела есть сво', траектория движения, роста, полета. Совокупность этих траекторий ук ладывается в русло общего течения времени.
Настоящего как такового нет. Любой миг будущего тут же сти повит. ся мгновением прошлого. То, что мы называем настоящим временем. всего лишь вспышка сознания, пережигающего будущее в прошлое. На стоящее - это, как поется в песне, "есть только миг между прошлыми будущим, именно он называется "жизнь". Так что "прошлое" и "буду щее" равно понятию "время" вообще.
Теоретически - пока - можно вызвать на экране старого зеркал все, что в нем когда-либо отражалось. Особенно если это зеркало очет долго не меняло местоположение. Вот почему "привидения" чаше всег( выходят из старинных зеркал, намертво вделанных в стены дворцов, замков, старых домов. Той же способностью обладают и другие простран ственно-временные константы - египетские пирамиды, древние акведу ки, железнодорожные мосты и тоннели, вековые деревья, способные накапливать, аккумулировать в себе время и пространство неизменных координат. *
Булгаковский Воланд - существо из четырехмерного пространства. Он мог одновременно видеть и прошлое, и будущее. Глядя на несчастного Берлиоза, он мог наблюдать, как его голова выходит из чрева матери и как катится из-под колес трамвая. Это своего рода стереоскопия или стереометрия времени.
Если время в нашем трехмерном пространстве - это вектор, необратимо направленный из прошлого в будущее, то в двухмерном пространстве время имеет точечную характеристику: застывшее мгновенШ А в четырехмерном? Там это не просто лента, а объемный поток... ! '
И кто убедил нас раз и навсегда, что время течет только по прямой! Не логичнее ли предположить, что время, говоря очень упрощенно, Искручивается витками, как нить на катушку, так что прошлое существ; параллельно будущему. Время слоисто и концентрично, как годичн кольца дерева. Но иногда меж "витков" случаются "пробои" ("межвит" вые замыкания"), и тогда возникают "черные дыры" в хрональном пс они, словно воронки смерчей, образующие воздушный тоннель мез небом и землей (водой), блуждают, перемещаясь по каким-то своим за нам, втягивая в себя людей, бесследно исчезающих из нашей жизни, пр меты, животных... Может, именно с помощью "блуждающих черных д1 времени и можно объяснить появление и снежных людей, и лохнесс1 чудовищ, втянутых смерчем времени и выброшенных из своих допето) ческих эпох в наши дни? В "черные дыры" "межвитковых пробоев" щ валиваются и наши современники, которые не всегда гибнут в чужих.
^^ а, приспособившись к тамошней жизни, становятся оракулами и пред- сказателями. Не из них ли Нострадамус?
И появление НЛО и НЛО-навтов укладывается в рамки этой теории: это наши дальние потомки, и их вполне рукотворные "летающие тарелки" заглядывают к нам сквозь "черные дыры" времени, заглядывают намеренно или же случайно, затянутые все тем же временным вихрем.
Теперь вернемся к нашему исчезнувшему поезду, точнее, к железным дорогам, по которым он колесил... Взгляните на железнодорожную карту Италии, Европы, Евразии... Как густо и как причудливо оплетены континенты паутиной рельсов! А задумывался ли кто-нибудь о геофизическом или, вернее сказать, геохронофизическом воздействии общемировой железнодорожной сети (не забудем - в нее включен и тот римский участок со злополучным тоннелем) на хрональное поле планеты? А оно, безусловно, существует. Ведь всякое значительное преобразование пространства влечет за собой и временные аномалии. Сверхдлинные тоннели, сверхглубокие шахты, сверхвысокие башни - все эти пространственные новообразования меняют, пусть и не очень ощутимо, движение времени, подобно тому, как плотины, водосборы, каналы меняют течение реки. Сеть железных дорог, пожалуй, самое масштабное творение человечества. Это сооружение воистину планетарного размаха. Металлическая сеть, покрывающая с той или иной плотностью наши континенты, бесспорно, влияет на естественное геофизическое поле Земли, а значит, и на ее хрональные процессы, то есть на ход времени.
Железнодорожная сеть - сеть не плоскостная, а сферическая; она повторяет кривизну земного шара. А там, где плоскость переходит в сферу, там трехмерное пространство переходит в двухмерное и наоборот (вспомним перекрученную ленту Мебиуса), то есть железнодорожная сеть есть граница-сопряжение по меньшей мере двух, а по большей - нескольких пространств. Но пространство вовсе не "сосуд времени", как время отнюдь не наполнение пространства. Это единая среда, процесс, условие - как ни назови, - их взаимосвязь.
Наконец, железные дороги - это ускорители времени, своего рода синхрофазотроны, где вместо атомных частиц ускоряется перемещение частиц человечества - людей. Поезда ускоряют наше биологическое время. И, возможно, ни одна поездка не проходит бесследно для нашего внутреннего душевно-биологического строя.
И последнее, что надо принять во внимание: рельсы, пути, ветки, магистрали довольно долговременно и точно привязаны к определенному пространству, как бы формируя его координатный скелет.
Итак, наложите все вышеперечисленные обстоятельства одно на Другое - и вы поймете, что железная дорога опасна не только колесами своих локомотивов, но и своими пространственно-временными лиями, их стихийной игрой, совершенно не тронутой лучом познания.
Теперь вспомним, что незадолго до исчезновения римского поезда^ Италии произошло мощное землетрясение с эпицентром в районе Мес. сины. Чудовищные трещины и провалы возникли не только в каменистое почве, но и вхрональном поле. Если предположить, что "мессинскач блуц. дающая хрональная дыра" сконцентрировалась над гигантским горньи тоннелем, то именно она, эта хрональная аномалия, и могла персвесп поезд из нашего обычного трехмерного пространства в четырехмерное где время (хрональное поле), помимо длительности, приобретает новук. характеристику - глубину. Поэтому злосчастный состав, выпав из "воегс обычного векторного времени, стал свободно перемещаться из н ic-гоящего как в прошлое, так и в будущее. Но поскольку движение его о 1реде лялось жестко схваченными пространственными координатами (рльсо вой колеей), то появляться он мог только там, где когда-то лежало' рель сы, или там, где их когда-нибудь проложат в будущем. Так под Бала) 1авой поезд-призрак шел по колее 1855 года, проложенной английскими в' Хисками. А в Мексику он мог прибыть по железнодорожной магистрали, кото рую, видимо, все-таки проложат в XXI веке, соединив Азию и Америк) великим рельсовым путем через Чукотку и Аляску. Такой проек: рассматривался еще в начале века, не потерял он актуальности и сейча Тгч что, проследовав в XXI веке по Чукотско-Аляскинской магистрали, поезд мог "вынырнуть" в XXI столетии на пригородных путях близ Мехя ко, а пассажиры по каким-либо причинам - покинуть поезд. По их субъективному времяощущению это событие могло произойти сразу же, как только поезд вошел в тоннель. А дальше, оставшись без своих вагонов, которые умчались в иной век, все они и в самом деле оказались в строгой изоляции психлечебницы, что, в общем-то, спасло их от нечаянного вторжения в причинно-следственные связи событий истории. В противном случае они просто бы никогда не родились. Поезд же двинулся обратно в Рим, как до сих пор кажется его машинисту, продолжая пугать своим внезапным по* явлением станционных смотрителей всех времен и народов.
Председатель комиссии по изучению аномальных явлений при Ака" демии наук Украины Василий Петрович Лещатый 25 сентября 1991 год" подстерег загадочный поезд на переезде в селе Заваличи. Он прыгнул "В подножку призрака и... больше его никто не видел... "Поезд, сообщая газета "Форум", так и продолжает курсировать через переезд Елены Сп ридовны Чебрец. Желающих исследовать этот феномен пока не нашлось...
Статья публикуется по материалам книги "100 великих тайн"