Вся тьма вещей - словно раскинутая сеть, и нигде не найти начала.
Чжуан-цзы


Когда китайцы начали выражать свое понимание Вселенной, то первым словом, которым пользовались, было Дао - Путь Жизни. Это центральное понятие китайской философии, которое определило направление духовного, материального и общекультурного развития не только в Китае, но и во многих странах Юго-Восточной Азии. Нравственной и духовной силы этого понятия было достаточно для того, чтобы соединить в сознании древних многочисленные религии, верования и учения: традиционные для Китая даосизм и конфуцианство, буддизм и йогические школы с их бесчисленными ответвлениями, а также созерцательные и медицинские практики. Даже с развитием современной науки понятие Дао не только не утратило своей актуальности, но и стало главной шкалой ценностей Востока, синонимом творческой силы Абсолюта.
В начале рождения мира существует Единая Мысль - "Зародышевая Причина", которая обладает огромным потенциалом. Это хорошо известно из многих древних Учений: от Пути даосизма мудреца Лао-цзы - через индуизм - к Слову Божьему христиан и иудеев. Универсальный Источник Жизни - Бог объединяет и охватывает все Сущее, выражая себя в бесчисленном множестве вещей. Каждое явление и предмет имеют свою природную особенность; именно благодаря такой особенности предмет и является самим собой.
Все во Вселенной находится в определенной связи друг с другом. Обычные люди, находящиеся на низшей ступени развития, даже не способны представить себе такую беспредельность. Любая попытка представить себе Всеохватывающее Единство и одновременно ощутить себя Его крошечной частью с самого начала обречена на неудачу, ведь это выходит за пределы мыслимого. Из этого Всеохватывающего Единства или Бога, возникает первая фундаментальная полярность Тайцзи, в разделенном состоянии выражающаяся как инь и ян. Лао-цзы пишет, что Единство Дао-Пути превращается в двойственность инь и ян.
Дао - это тот Путь, который получен нами от Неба. "Путь - это естественный закон каждого явления и предмета; это то, чему должны следовать все люди" (Лю Инь). Он определяется самой природой человека и, следовательно, присущ всем элементам нашего бытия.
Для мудреца, постигшего Истину и обретшего единение с Дао-Космосом, отныне не существует представления о противоположности жизни и смерти, которое заменяется Знанием о всеобщности метаморфоз-трансформаций (хуа). Это и называется следованием Пути.
Путь Неба - это Пустота. Путь Земли - это Покой. Пустоту невозможно исчерпать. Покой не претерпевает перемен. То, что не меняется, не ведает и ошибок. "Путь не нуждается в упражнении. Просто избегай скверны". Что есть осквернение? Делать что-либо, трудиться ради какой-нибудь цели, думая лишь о признании и славе, выгоде и богатстве, жизни и смерти - это осквернение. Тот, чье сознание свободно от всего этого, и есть человек Пути.
Путь действует, а нельзя увидеть его форму, одаривает благом, а нельзя распознать его щедрость. Все вещи живут, обретая его, но нельзя постичь его предел. Обычные люди устремляются за удовольствиями и отступают от Пути. Жадные и тщеславные уходят далеко от Дао, потому что желания являются причиной всех их страстей и тревог. Если ум привязывается к желаниям, он никогда не приблизится к Дао. Дао - Путь истинный и он выше путей человеческих. То, что существует само по себе, называется Путь (Дао). "Путь - это то, что обусловливает обращение к Первооснове и возвращение к Первоначалу".
Дао", фактически, является странствием по жизни. Следуя Дао, испытываешь два ощущения. Во-первых, все чувства обостряются, приобретая вес и значительность. Во-вторых, чувствуешь свет, даже находясь во тьме. Человек, впустивший в свою душу подобную красоту, больше уже не сможет жить без нее.
Дао охватывает все явления и гармонизирует все сущее. Движение и покой материального мира регулируются в соответствии с Дао. То, что мы называем Дао, это нечто метафизическое, стоящее над формой, но в то же время оно имеет и реальную субстанцию. Оно находится в человеческом существе и одновременно соединяет его с Небом и Землей. Слиянию с Дао предшествует совершенствование человека в направлении "соответствия". "Соответствие" человека Небу и Дао означает, что Небо и Дао управляют человеком.
"Путь изначально не имеет пределов, слова изначально не имеют установленного смысла. Мудрый выносит суждения, но не ищет смысла. Путь, проявивший себя, перестает быть Путем. Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы. Кто же знает бессловесное доказательство и неизъяснимый Путь?" - спрашивает Чжуан-цзы и дополняет: "Соединись до конца с Беспредельным и обрети свой дом в бездонном покое. Исчерпай то, что даровано тебе Небом, и не желай приобретений. Будь пуст - и не более того".
Единение с Дао - это просветление сердца для обретения мудрости. Хотя тело и находится среди пыли мирской, дух пребывает в сфере святых бессмертных. Человек, в силу того, что Дао является основой его субъектности, может подражать творящей способности Дао. Это условие любого творчества. Поэтому идеальной личностью является мудрец, полностью реализовавший свое единство с Дао-Путем, наделенный творческим даром и способностью к его реализации.
"Человеческое снаружи, небесное внутри". Но как слиться? И тысяча совершенномудрых не объяснят этого невежде. "Дао не имеет запаха, оно бесформенно и беззвучно". У Дао нет ни имени, ни формы. Оно существует само по себе. Циклы великого Дао, порождающего бесчисленные явления, бесконечны. Это - Путь Всего живого, полученный от Неба, Единой Сущности, Первичного Духа, Бога.
Обычная мирская жизнь - это конечная жизнь, определяемая Судьбой (кармой). Она полна пессимизма и стремлений удовлетворить эфемерные потребности. Она подобна призрачному цветку, росе или зарнице, с непостоянствами рождения и смерти.
В мире равенства сакрального и мирского существует вечная созидательная жизнь, направленная на благо человечества и Вселенной. Эта вечная жизнь всеобъемлюща, безгранична и дает бесконечное блаженство.
Когда свободный дух продолжает самосовершенствование и множит свои заслуги, он может достичь более высоких уровней и стать вровень с Небом. Дао - это не плод умозрительных философских рассуждений и не объект веры, а конкретная шкала ценностей, устанавливающая меру и границы любых гармоний и симметрий. Дао на Востоке во все века служило эталоном очевидности, доказывать существование которой глупо, а обсуждать - бесполезно. Не признавать же его очевидность просто опасно. Дао можно только реализовать. Дао пусто, но благодаря ему существует все и не переполняется. Если же попытаться выразить Великое Дао словами, то получится всего несколько слов, и цена им будет полгроша. Древо Дао не имеет корня. Дао есть Врата ко всем чудесам, но говорить о тайне Пути словами - все равно что измерять глубину океана шестом.
Существует Нечто, пронизывающее собой все сущее. Созвездия, времена года, изменения в природе, история цивилизации - все это проявления Дао, хотя ни одно из них нельзя назвать воплощением самого Дао. Метафизические компоненты Вселенной - "десять тысяч вещей", восемь триграмм, пять стихий, инь и ян - все это лишь части Дао, но ни одна из них не сводится к целому. Никто не в состоянии познать Дао во всей его полноте, но может изучить его принципы и жить в гармонии с ним. Таким образом можно следовать потоку жизни и достичь бессмертия. Из-за своего невежества в отношении Дао человечество погружается в пучину тщетных потуг. Мудрые же показали нам доктрины Дао, чтобы мы могли открыть Путь к Освобождению. Даосизм по сути своей - не учение, а практика, путь внутренней работы. Речи о Дао ничего не обозначают и не описывают; они лишь побуждают к действию.

Дао в начале не начинается
и в конце не прекращается,
Дао нельзя воспринять,
но можно передать



Автор: Юрий Ражев.
Hosted by uCoz