Казалось бы, какая связь может существовать между египетскими пирамидами и фараонами, созвездием Ориона и ярчайшей на небе "собачьей звездой" в созвездии Большого Пса, прямо под Орионом - Сириусом. Именно эта загадка, а вернее разгадка одного из чудес Земли и Неба и многие другие подробности являются потрясающим воображение открытием, сделанным английским инженером Робертом Бьювэлом и его компаньоном по перу Эдрианом Джилбертом.
Все началось со случайной покупки в аэропорту Хитроу Бьювэлом книги своего соотечественника и тезки Р. Темпла под названием "Тайна Сириуса". Начиналась книга с легенд одного из африканских племен догонов, которое раз в шестьдесят лет осуществляло особую религиозную церемонию, называемую Сируи. Жрецы облачались в маски и исполняли довольно сложный танец. Церемония была связана с Сириусом. Книга Темпла основана на статье, написанной французскими антропологами Гриолем и Дьетерлетом. Они изучали племя догонов и натолкнулись на совершенно неожиданные познания о Сириусе и его невидимом партнере, "белом карлике" Сириусе Б. Роберт Темпл, американец, живущий в Британии, член Королевского астрономического общества и обладатель ученых степеней по истории Древнего мира и санскриту, натолкнулся на их работу в начале 60-х. Он был изумлен, узнав, что догоны имели представление о Сириусе Б, который виден только в очень мощные телескопы. (С большим трудом первая фотография Сириуса Б была сделана в 1970г. астрономом Ирвингом Линдебладом. Только ученые знают о существовании этой звезды; есть такие, которые не слышали и о Сириусе А, так откуда же эти знания в 50-х годах взялись у догонов?) Удивляло также то, что догоны хранили информацию об этой звезде в культовых масках. Некоторым из этих масок, сберегаемых в особых святилищах, было не менее нескольких столетий. И совершенно неясно - откуда, в конечном счете, происходило это знание?
Поскольку тот факт, что сведения получены не от современных астрономов, является очевидным, то они могли появиться в очень давние времена, когда догоны обитали в других местах - на территории Сахары и современного Мали. В Древнем Египте Сириус считался самой важной звездой и ассоциировался с наиболее почитаемой египетской богиней - Исидой. Помня об этом, Темпл решил, что разгадку тайны удивительных знаний африканского племени следует искать в Древнем Египте. 22 марта 1993 г. информационные агентства всего мира передали сенсационную новость - неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк сделал самое выдающееся открытие десятилетия. Гантенбринк, которого Немецкий археологический институт, расположенный в Каире, взял па работу для исследования возможности установления в Великой пирамиде системы вентиляции, заслал в южную шахту погребальной камеры царя дистанционно управляемого робота УПУ-АТ-2 ("Исследователь дорог" но-древнеегинетски). Пройдя шестьдесят пять метров, что составляло примерно половину пути, робот послал видеоизображение, на котором отчетливо просматривалась дверца с весьма таинственной пустотой за ней.
Дверь предполагает, что за ней что-то находится. Если это в самом деле погребальная камера, то она наверняка нетронута грабителями, поскольку закрыта с обоих концов. А это значило, что существует нечто особенное, что египтяне постарались 4400 лет назад укрыть как можно тщательнее, и это нечто важнее даже мумии фараона. Отсюда закономерно возникает предположение: пирамида строилась для какой-то другой цели и не является обычной усыпальницей царственной особы. Такое стечение фактов и ранее исследованные связи религиозных представлений египтян со звездным небом серьезно убедили Бьювэла в правильности гипотезы относительно причин, подвигших египтян на создание пирамид. Чтобы найти решение, надо хорошо представлять воззрения людей, существовавшие во времена возведения этих сооружений.
Однако "теория звездного соответствия" требовала серьезной поддержки не только со стороны маститых египтологов, астрономов и разного рода экспертов. Нужны были доказательства, дошедшие до нас из глубины тысячелетий. Бьювэл, проявляя настойчивость в сочетании с опытом ученого, добился успеха. К сожалению, в этой короткой главе невозможно проследить весь путь и логику Бьювэла в доказательстве своей гипотезы. Ему на это понадобилось 20 лет. Не вдаваясь в подробности, попробуем осветить лишь наиболее важные и интересные факты открытия Быовэла. Приведем некоторые отрывки из его книги:
"В 1934 г., в конце Великой депрессии, процветающий американский архитектор Джеймс А. Кейн нанес визит доктору Джону Вильсону, который возглавлял Институт восточных культур в Чикагском университете. Кейи принес с собой большую папку, набитую тщательно выполненными рисунками, вычислениями и анализами геологического строения местности, относящимися, однако, не к новому зданию для офисов или особняку, а к плато Гизе и трем великим пирамидам, стоящим на нем. Первым порывом Вильсона было попытаться убедить Кейна прекратить свои бесполезные изыскания в "разгадке тайны пирамид", но, по его собственным словам, он "поймал себя на постоянном повторении слова "совпадает". Когда совпадение происходит один раз или два, это может быть простым совпадением, но когда их много больше, то за этим что-то наверняка кроется".
Архитектор считал, что все пирамиды построены в соответствии с единым первоначальным замыслом. Этот план, как утверждал Кейн, был разработан в соответствии с астрономическими наблюдениями. Уже в 30-е годы многие египтологи были убеждены, что пирамиды имеют отношение к астрономии. К примеру, пирамида ориентирована по меридиану, и ее грани смотрят на четыре стороны света. Вход всегда находится с северной стороны сооружения, и, таким образом, все внутреннее строение пирамиды тоже спланировано по оси с севера на юг, подчеркивая этим важность меридионального расположения". Далее последовали не менее веские доказательства единого геометрического плана пирамид, на которых мы не будем останавливаться. Чтобы разгадать тайну пирамид, потребовалось прочитать высеченные на камнях тексты, обнаруженные в пирамидах. Вот еще интересное наблюдение Быовэла.
"Зимой 1879 г. в Каире прошел слух, что внутри маленькой неисследованной пирамиды в Саккара есть какие-то древние надписи. Разные люди относились к этому по-разному - одни со скептицизмом и недоверием, другие - с большим энтузиазмом. Наконец слух достиг ушей профессора Гастона Масперо. Он только недавно прибыл в Каир для того, чтобы возглавить французскую археологическую экспедицию, и горел желанием сделать в Египте большую карьеру. Опытный археолог и блестящий физиолог, Масперо прекрасно знал, что самые удивительные археологические открытия начинаются именно со слухов и шепота на рынках, и поэтому предположил, что это правда. И решил исследовать пирамиду.
Как выяснилось, нашел "Тексты" один араб. Он заметил у самой пирамиды шакала или пустынную лису со странным, слегка насмешливым выражением морды. У араба появилось ощущение, что эта встреча не случайна, и его здесь ждали. Шакал медленно двинулся к северной грани пирамиды, остановился на мгновение у ее края, а затем скрылся в норе. Араб решил последовать за ним. Нора привела его в коридор пирамиды. Скоро араб добрался до погребальной камеры и, подняв факел, увидел, что сверху до низу стены ее испещрены иероглифическими надписями. На известняке с удивительным мастерством были вырезаны знаки, покрытые затем краской и позолотой. Есть некоторая ирония в том, что это открытие было сделано благодаря шакалу. В Древнем Египте поклонялись двум богам с головами шакалов, хотя, возможно, оба они произошли от одного и того же архетипа. Первым, и более известным, является Анубис, который на гробницах всегда изображался наблюдающим за ритуалом "взвешивания сердца" - экспертной оценкой деяний человека, по результатам которой выносилось суждение: может ли душа вступить в царство Осириса. Деревянные скульптуры Анубиса, стоящие в гробницах, охраняли усопшего фараона. Прекрасный экземпляр такой деревянной скульптуры (теперь находится в Каирском музее) был найден в усыпальнице фараона Тутанхамона, умершего молодым. Другим же богом с головой шакала был Веиуат, или Упуат, "открыватель путей". Именно в честь его немецкая группа исследователей назвала своего знаменитого робота. Из древних текстов не совсем ясно, какой была принципиальная разница между Анубисом и Упуатом, но, как отметил Роберт Темпл в своей "Тайне Сириуса", Анубис имел какую-то связь с ярчайшей звездой созвездия Большого Пса, Сириусом, в то время как Упуата египтяне связывали с одной из звезд Малой Медведицы. Иероглифические "Тексты пирамид" представляли собой молитвы, магические заклинания и ритуальные надписи. Например, описание погребального ритуала и приношений, магические амулеты, отрывки древних легенд и мифов, религиозные гимны и молитвы за умершего фараона. Кроме того, прошло много времени, прежде чем ученые стали понимать тексты с точки зрения аллегорических астрономических представлений. В этом смысле уникальна связь "Текстов пирамид" с текстами египетской "Книги мертвых". Вернее, доказано, что "Тексты пирамид" являются наиболее ранней версией "Книги мертвых". И те, и другие тексты - отнюдь не простой набор ритуалов и заклинаний. Здесь интересно было выяснить, во что верили египтяне, провожая своих правителей в загробный мир? Куда деваются души умерших фараонов - превращаются в звезды или соединяются с Солнцем? Вот почему мы находим у Быовэла: "Египтологи доказали, что основой древнеегипетской теологии было представление о том, что живой фараон является перевоплощенным Гором*, божественным предшественником царской власти в Египте, сыном Осириса и Исиды. После смерти фараон отправляется на небо и становится "Осирисом"**. Но почему именно Осирисом? В текстах пирамиды Унаса сохранились десятки упоминаний об Унаса-Осирисе, а это означает, что после мумификации Унас перевоплотился в Осириса. Египтологи утверждают, что для фараона стать Осирисом означало превратиться в звезды, причем не просто в звезды, а только в определенную звезду созвездия Ориона. Таким образом, давно признано, что ритуал перерождения является главной частью превращения усопшего фараона в Осириса, точнее (об этом пишет Мерсер) - в его астральную форму Саху, то есть созвездие Ориона: "Орион отождествляется с Осирисом... В этом нет ничего удивительного... [поскольку]... одной из ведущих тем "Текстов пирамид" была идентификация умершего фараона с Осирисом..." Центром заупокойных верований египтян является миф о том, что умерший Осирис был возвращен к жизни магическими заклинаниями, совершенными над ним его сестрой и женой Исидой. И, следовательно, "Тексты пирамид" были направлены на воспроизведение ритуала перерождения умершего фараона в бога Осириса-Ориона. Таким образом, "Тексты" являлись своего рода "полисом по страхованию жизни", магическими словами, призванными помочь душе умершего фараона переродиться и подняться к созвездию Осириса-Ориона. Это позволило бы усопшему правителю соединиться с первоначальным Осирисом и превратиться в звездное божество. Первоначальный Осирис, таким образом, становился господином Дуата, обители мертвых, обретших образ звезд. Теперь прочтем отрывок из самих "Текстов пирамид":
"Фараон - это звезда..." [Тексты пирамид, 1583]
"Фараон - это звезда, которая освещает небо..." [Тексты пирамид, 362, 1455]
"Фараон, яркая звезда и путешественник в далекий мир... фараон в виде звезды..." [Тексты пирамид, 262]
"Ло, фараон поднимается как та звезда, которая находится у горизонта..." [Тексты пирамид, 347]
"Фараон пришел для того, чтобы прославлять Ориона, Осирис расположен у его головы... >> [Тексты пирамид, 925]
"Дуат сжал ваши руки в том месте, где находится Орион..." [Тексты пирамид, 802]
"Ты можешь взойти на небо, небо может дать тебе рождение как Ориону..." [Тексты пирамид, 2116]
"Живи и будь молодым, как твой отец (Осирис), как Орион в небе..." [Тексты пирамид, 2180]
"Твоим именем Обитателя Ориона..." [Тексты пирамид, 186]
"О, фараон, ты - эта Великая звезда, собрат Ориона, кто путешествует по небу с Орионом, управитель Дуата вместе с Осирисом..." [Тексты пирамид, 882] Умерший Осирис-фараон должен был присоединиться к Осирису-Ориону в предписанном районе неба, где покоились все другие умершие фараоны (его предшественники). Мы можем даже угадать время года, которое было идеальным для совершения ритуала: необходимо, чтобы на небе находился Орион, причем именно на рассвете, и была видимой также и Сотис, поскольку упоминается и эта звезда. Мы также знаем, что ритуал перерождения происходил перед началом ежегодных разливов Нила, то есть примерно во время солнцестояния. Идеальное совпадение этих событий, если отнести его к эпохе пирамид, но астрономическим подсчетам падает примерно на 2750 г. до н. э. "Тексты пирамид" содержат намек на это "идеальное время":
"Небесные тростниковые лодки поданы мне, и с их помощью я могу отправиться к Ра (поднимающемуся солнцу) к горизонту. Я правлю лодкой на восточной стороне неба, когда [Ра] находится в [своем] северном регионе среди вечных звезд, покоящихся на своих опорах на востоке... Я буду между ними, поскольку Месяц - мой брат, а Утренняя звезда - мой потомок..." [Тексты пирамид, 1000-1]
Слова в квадратных скобках были введены, чтобы более точно передать астрономический смысл этого отрывка. Во время летнего солнцестояния солнце находится в "северном регионе" неба и встает из-за горизонта по азимуту 63,5 градуса, что составляет 26,4 градуса от восточного направления. В это время созвездие Ориона появляется всего на несколько градусов в направлении с юга на восток, так что фараон - "на восточной стороне неба". Используя специальную компьютерную программу для того, чтобы воссоздать положение звезд на небе в 2750 г. до и. э. на рассвете во время летнего солнцестояния, мы получим визуальную картину того, что было описано текстом. Орион полностью поднялся из-за горизонта, а "звезда Исиды", Сотис только появилась. Как раз для того, чтобы обозначить "новое рождение" и начало нового года.
Теперь еще об одной загадке пирамид, которая, как оказалось, благодаря мистеру Бьювэлу, имеет "звездные корни".
В Великой пирамиде есть четыре узкие длинные шахты, назначение которых египтологи долгое время объяснить не могли. Дадим более полное их описание.
Две шахты погребальной камеры фараона известны еще с XVII в., когда Джон Гривз, профессор астрономии в Оксфорде, сообщил об их существовании после своего знаменитого обследования пирамид в Гизе в 1638 г., упомянув, что северная шахта "почернела от огня факелов". В 1963 г. Майе, французский генеральный консул, тоже доложил о своем открытии шахт и сделал необычный вывод о том, что они служили для спуска пищи и удаления мусора. Джомард, сопровождавший Наполеона в его египетской экспедиции в 1798 г., писал позднее: "Эти узкие глубокие полости уходят вверх из погребальной камеры пирамиды Хуфу". Британский искатель приключений, полковник Вайз, вместе со своим коллегой, Дж. С. Перриигом, открыл, что шахты выходят наружу. Это произошло в 1837 г. Поначалу оба исследователя решили, что шахты ведут в какую-то комнату, хоть у этого прохода и были очень маленькие размеры (23 и 22 сантиметра), но отказались от своей идеи, когда почувствовали после расчистки северной шахты потоки воздуха. Они предположили, что шахта была создана для вентиляции. Именно благодаря им закрепилось выражение - "вентиляционная шахта".
Долгое время обсуждался вопрос, являются ли камеры вентиляционными? В 1924 г. бельгийский египтолог Капарт предположил другое назначение шахты. Подозревая, что все сооружение имеет символическое значение, Капарт высказал догадку, что шахты не предназначались для вентиляции вообще; они служили для чисто религиозных целей: "Более вероятно, что они выполняли какую-то роль при погребении, возможно, являясь путем для выхода души царя". Аналогичное предположение высказал в 1929 г. египетский ученый Стейндорфф, эту точку зрения поддержали Эдварде в 1947 г. и Вандьер в 1954 г. Примерно в то же время, что и Вандьер, гипотезу Капарта о символическом предназначении шахт, подробно исследовал Бадави, египтолог, хорошо знакомый с египетской архитектурой. И ему в своих исследованиях удалось добиться значительного продвижения к истине. В своей работе по архитектуре Древнего Египта Бадави предположил, что шахты царской погребальной камеры являлись каналами к звездам, "северная шахта... для путешествия души к вечным приполярным звездам, южная шахта - к Ориону". Все это опровергало общепринятое мнение о том, что в "Текстах пирамид" отражен ритуал посмертного ухода фараона к солнцу.
Архитектурные исследования Бадави показали, что древние египтяне вообще не создавали систем вентиляции погребений. В своих же домах они делали отверстия в потолке, ориентированные на север, чтобы использовать северный бриз.
Как уже было сказано, "Тексты пирамид" содержат астрономические данные, результаты наблюдений за Орионом, Сириусом и другими звездами на том участке неба, который египтяне называли Дуат. Я с волнением узнал, что древние греки писали, будто египтяне связывают Нил со "звездной рекой", Млечным Путем. Со времен Гомера Нил ассоциировался с мифической рекой на небе, именуемой как Океаном, так и Эриданом. Греческий историк А. Б. Кук придерживался мнения, что Эриданом (сегодня так называется созвездие, состоящее из цепочки бледных звезд, связывающих Ригель с Ахернаром) считалось "не что иное, как Млечный Путь", а Океаном в догреческие времена "называли всю Галактику", то есть тот же Млечный Путь. Кук также обратил внимание на утверждение Хигина, что река Эридан отождествлялась с Нилом, называли ее и Океаном.
Идентификация Нила с Эриданом или Океаном, похоже, была широко распространена в древности. Даже Диодор писал, что "египтяне считали Океаном свою реку Нил, на берегах которой были рождены их боги". Много позднее Эридан стали идентифицировать с рекой По в Италии, иногда с Рейном и даже с Роной, но Р. Ч. Аллеи заметил: "Ни одна из этих сравнительно северных рек не соответствует звездному Эридану, поскольку это южное созвездие и река двойник может находиться только там, где видно это созвездие".
Нетрудно понять, почему люди, жившие по берегам Нила и имевшие звездную религию, стали связывать свою реку с Млечным Путем. Как Нил разделяет страну на две половины, так и Млечный Путь делит ночное небо. Может быть, именно Млечный Путь дал древним идею о том, что среди звезд существует космический Египет, обитель душ после земной жизни. Собранные факты и дальнейшие рассуждения Быовэла начинали открывать секреты пирамид. Бьювэл пишет:
"Итак, древние египтяне рассматривали район Мемфисского некрополя как земное отражение небесного Дуата. На протяжении всей древности существовал взгляд на звездную реку, как на аналог Нила, а район Гизе соответствовал поясу Ориона. Теперь я решил обратиться к "Текстам пирамид" еще раз, отыскивая уже не то, что касается их религиозного и метафорического смысла, а структуру самих пирамид. И обнаружил, что "Тексты пирамид" содержат на этот счет несколько прямых указаний, собранных в одном довольно пространном пассаже, называемом "Изречение 600".
В этом "Изречении" солнечный бог Ра выражает свою благосклонность к сооружению монумента, строительство которого было под вопросом. Ра являлся главой гелиопольского пантеона и родоначальником всех богов, включая Осириса, поэтому к нему относились примерно так же, как мы относимся к Богу-отцу, веря в свою загробную жизнь, осуществляемую через Бога-сына, Иисуса Христа. Египтяне верили в то, что солнечный бог Ра мог защитить пирамиду и весь некрополь, однако сам процесс перерождения осуществлялся с помощью бога Осириса. Именно в "Изречении 600" я нашел то, что искал: недвусмысленную констатацию отождествления царя, его пирамиды и Осириса. В этих строках содержались слова Осириса, обращенные к сыну, новому Гору-царю, о том, какие действия он должен осуществить на поле пирамид: "О, Гор, этот (ушедший) царь - Осирис, эта его пирамида - Осирис, это его создание - Осирис..." [Тексты пирамид,1657]
Для того, чтобы яснее это осознать, нам следует вспомнить, что данная надпись была обнаружена не в одной, а в нескольких пирамидах. Таким образом, можно предположить, что она была сделана не для конкретного царя, а служила в качестве общей литургии для всех усопших фараонов. Мы также можем прочесть: "О, Гор, эти (усопшие) цари - это Осирис, эти их пирамиды - Осирис. Эти их сооружения - Осирис..." [Тексты пирамид, 1657]
Наконец я сообразил, что Осирисом являются все сооружения пирамид. Я узнал, что звездной формой Осириса был Саху, то есть современное созвездие Ориона. Следовательно, пирамиды тоже представляли собой Орион. Это совпало с моей догадкой, что пирамиды Гизе являются символами пояса Ориона.
Моим следующим шагом стала попытка отыскать какие-либо визуальные свидетельства. Я сделал хорошую фотографию трех звезд пояса Ориона и положил ее рядом с панорамой пирамид Гизе. Совпадение оказалось ошеломляющим. Мало того, что расположение пирамид было идентично расположению звезд, но даже яркость звезд соответствовала размерам пирамид.
Читая слова Осириса, я начал вызывать в воображении небесный образ Ориона, "души Осириса". Загробный ритуал, рассматриваемый в "Изречении 600", относился не столько к бальзамированию тел умерших фараонов, сколько к душам усопших царей, а если точнее - к астральным душам, которые должны были соединиться с Осирисом-Орионом в звездном Дуате. Осирис в этом случае был, конечно, Осирисом-Орионом. И я нашел то, что искал: "О, Гор, эти (усопшие) цари - это Осирис, эти их пирамиды - Осирис, эти их сооружения - Осирис..." [Тексты пирамид, 1657]
Внезапно я понял, что не только три великие пирамиды, по и их сестры из Мемфисского некрополя имеют свои звезды на неб/г. Теперь, когда пирамиды определены как земное отражение пояса Ориона, они могут послужить ориентиром при определении относительного положения сооружений, являющихся аналогами других звезд Дуата. Таковыми могут оказаться две пирамиды в Дашуре и те, что расположены в Абу-Руваше и Завиет эль-Ариане. Пирамиды Четвертой династии, без сомнения, могли быть размещены по какому-то единому плану. И тут я с воодушевлением вспомнил, что две из пирамид, о которых я подумал, Джедефра и Небка в Завиет эль-Ариане, носят "звездные" имена: "Джедефра является звездой Сехету", и "Небка - это звезда>>. "Звезда Сехету" - это звезда Дуэта. Какой еще звездой она может быть?
Я расстелил карту района Мемфиса и сравнил ее с картой участка звездного неба, в котором находится Орион. Тщательно совместив пирамиды группы Гизе со звездами пояса Ориона, я увидел, что пирамида Небка в Абу-Руваше соответствует звезде Саиф, или "левой ноге" созвездия, а пирамида в Завиет эль-Ариане представлена звездой Беллатрикс, или его "правым плечом". Других известных пирамид, которые соответствовали бы каким-либо ярким звездам, к примеру, Ветельгейзе и Ригелю, не было, поэтому я заключил, что они либо никогда не были построены, либо их разобрали, а основания их были занесены песками Восточной пустыни. Учитывая, в каком состоянии находились пирамиды в Завиет эль-Ариане и Абу-Руваше, это предположение имеет смысл. Таким образом, пять или семь ярких звезд Ориона могут соответствовать пирамидам Четвертой династии".
Вернемся вновь к открытию немецкого инженера-робототехника Рудольфа Гантенбринка и его умного робота УПУАТ-2, изучавшего непроходимые для человека шахты пирамиды Хуфу.
Последние измерения Рудольфа свидетельствовали: обе южные шахты были построены приблизительно в одно и то же время, причем верхняя шахта направлена на Ал-Нитак, самую низкую звезду пояса Ориона, а не на среднюю Ал-Нилам, что полностью подтверждало теорию соответствия пирамид Гизе звездам пояса Ориона. Все три шахты теперь прекрасно соотносились со звездным небом приблизительно 2450 г. до н. э. Рудольф не имел данных по северной шахте погребальной камеры царицы, но полагал, что наклон ее близок к 39 градусам. Быстрый расчет показал, что примерно в 2450 году до н. э. эта шахта указывала на центр группы из четырех звезд, составляющих "ковш" Малой Медведицы".
О том, что видел робот, Бьювэл пишет: "Медленно и усердно взбираясь вверх, УПУАТ прошел примерно шестьдесят пять метров и остановился. Впереди ясно виднелось что-то вроде миниатюрной решетки, которыми древние египтяне закрывали погребальные камеры. Дальше за этой решеткой, или решетчатой дверью, лежали два медных инструмента, один из которых был сломан. Стены этой последней части шахты были устланы плитами из турского известняка. Такие плиты, как мы знаем, использовались внутри пирамид только для погребальных камер и считались строителями священными. Благодаря движениям луча лазера было видно, что решетка внизу не доходит до иола. Край одного угла дверцы был отломан, и за ней виднелось темное углубление. Хоть из видеозаписи этого заключить нельзя, но, возможно, решетка закрывала вход еще в какую-нибудь погребальную камеру.
Последние измерения Гатенбринка подтвердили, что создатели Великой пирамиды с удивительной точностью ориентировали шахты на Сириус и на пояс Ориона. Поскольку вероятность того, что им было известно о прецессионных измерениях*, велика, возможно, древние знали и о том, что шахты с точностью укажут время их строительства (ок. 2450 г. до н. э.). Сириус является одной из самых близких к нам звезд и находится на расстоянии 8,4 световых лет. Его отклонение меняется на 1,21 секунды в год. Понятно, что за тысячи лет это смещение довольно существенно, и поэтому должно быть учтено. Что касается звезд пояса Ориона, то они расположены от нас очень далеко, на расстоянии 1400 световых лет, и потому их смещение зафиксировать не удалось. Вряд ли, смещение, если оно и было, составило за прошедшее с эпохи пирамид время больше одной минуты".
Мы еще коснемся этой проблемы.
Развивая "звездную гипотезу", Бьювэл пришел еще к одному потрясающему выводу, а именно вплотную подошел к вероятной разгадке величайшей тайны Земли - существования Атлантиды. Вот путь его рассуждений, основанный на строгих фактах:
"Давайте возьмем для примера какую-либо гипотетическую звезду в начале пика. Предположим, что она пересекает при своем суточном движении линию меридиана, скажем, под 12 градусами к горизонту. Каждый год звезда будет подниматься немного выше со скоростью приблизительно 12 угловых секунд в год. Чуть больше чем за два столетия звезда пересечет линию меридиана уже под 13 градусами, и этот угол будет постепенно увеличиваться. Приблизительно через 13 тысяч лет звезда достигнет своего максимума, скажем 55 градусов над горизонтом. Затем начнется движение вниз с той же скоростью, до тех нор, пока звезда не достигнет своего нижнего положения на линии горизонта, то есть 12 градусов наклона. Это произойдет еще через 13 тысяч лет.
Селлерс доказала, что древние не только разделили зодиак на двенадцать частей, но также знали и то, что Солнце проходит 12 областей неба, находясь при этом в каждой области 2160 лет. Если умножить 2160 лет на 12, то получится 25 920, время цикла прецессии. Это очень большой срок, но его делили на периоды в 2160, а этот период, в свою очередь, делили на 360 градусов, получая маленькие периоды, но 72 года, ставшие базисными в концепции "вечного возвращения" первого золотого века. Тщательное исследование привело Селлерс к очень важному заключению: "Я убеждена, что для древнего человека числа 72... 2160, 25 920 относились к понятию "вечного возвращения".
Могли ли пирамиды, в частности, пирамиды Гизе, быть выражением "вечного возвращения", возвращения в исходную точку прецессии? Шахты в Великой пирамиде являются существенным аргументом в пользу того, что это предположение, верно. Древние астрономы-жрецы Гелиополиса знали секреты времени, поскольку наблюдали и изучали видимое движение звезд, Лупы и Солнца. Если бы и мы занялись тем же самым, довольно скоро научились бы делать некоторые вещи: разделять время суток па часы, определять количество дней в году, подсчитать число лунных месяцев в году. Но все же лишь немногим удалось бы изобрести какой-либо "определитель", который смог бы указать на свое время далекому потомку. Астрономы-жрецы Гелиополиса знали, как это делать, и это был, возможно, один из самых больших секретов, которые они ревностно берегли, в том числе и от греков. Секретом было знание прецессии и скорости изменения положения Ориона, Шад и Сириуса.
Открытие прецессионного движения принято приписывать Гипарху Александрийскому (ок. 180-125 гг. до н. э.), но многие ученые приводят убедительные доказательства, что египтяне знали о ней задолго до греков, возможно, даже до эпохи пирамид. Известно, что греки называли своими учителями в астрономии жрецов Гелиополя и Мемфиса. Мы также знаем, что ученые, изучавшие "Тексты пирамид", согласны с выводами о значительной роли звездного культа в священнодействиях, которые могли быть древнее эпохи пирамид на несколько столетий, если не тысячелетий. Египетских астрономов интересовало время появления из-за горизонта звезд и пересечение ими меридиана, особенно это касалось Сириуса и созвездия Ориона, и смещения этих звезд. Прецессия приводит к изменению угла наклона звезды примерно на полградуса в столетие. За столетие, в крайнем случае, два, это смещение должно было быть замечено египтянами. Если мы, к примеру, возьмем Дзету Ориона (Ал-Нитак), то расчеты покажут, что изменение угла, под которым видна звезда при подъеме из-за горизонта, скажем, между 3000 г. до н. э. и 2800 г. до и. э., составит 1,3 градуса (если наблюдать из Гелиополиса), что в три раза больше размера полной луны.
Этого более чем достаточно даже для невооруженного глаза. Таким образом, египтяне наверняка знали, что звезды медленно смещаются. Отсюда можно предположить, что строители пирамиды, ориентируя южную шахту погребальной камеры царя Великой пирамиды на Дзету Ориона, знали, что звезда изменит свое положение. И еще они знали, что ориентация шахты как бы "фиксирует" какую-то временную точку общего великого цикла.
Вполне резонно заключить, что древние архитекторы знали о скорости прецессионного движения. Таблица показывает изменения в склонении и угле подъема над горизонтом (высоте) по линии меридиана для звезды Ал-Нитак на протяжении 13 тысяч лет.
ГодСклонениеВысота по меридиану
2550 г. н.э.-1°50'58°11'
2500 г. н.э.-1°50'58°11'
2000 г. н.э.-1°54'58°07'
1000 г. н.э.-2°59'57°02'
1 г. до н.э.-5°13'54°48'
1000 г. до н.э.-8°28'51°33'
2000 г. до н.э.-12°38'47°23'
2450 г. до н.э.-15°01'45°00'
10000 г. до н.э.-48°39'11°22'
10400 г. до н.э.-48°53'11°08'
1045 г. до н.э.-48°53'11°08'

Для наблюдателя в Гелиополе звезда Ал-Нитак в нижней точке (что отмечало начало цикла в 10 400 г. до н. э.) находилась под углом склонения - 48 градусов 53 минуты; то есть угол между ней и линией горизонта составлял 11 градусов 08 минут. В самой высокой точке в конце цикла, который наступит приблизительно в 2550 г., звезда на протяжении нескольких десятилетий будет иметь склонение -1 градус 50 минут, то есть угол наклона над горизонтом 58 градусов 11 минут. Теперь, имея представление о положении звезды в 10 400 г. до н. э., можно сказать следующее. Положение звезд пояса Ориона на западном "берегу" Млечного Пути с поразительной точностью соответствует расположению и ориентации трех пирамид Гизе относительно Нила.


Ориентация четырех шахт в Великой пирамиде


Приблизительно в 2450 г. до н. э., когда строилась Великая пирамида, соответствие это, совпадающее с восходом солнца, было заметно во время подъема Сириуса, пояс Ориона тогда находился не на западном "берегу" Млечного Пути, а на восточном, то есть время полного совпадения, "первое время" пояса Ориона, относится примерно к 10 450 г. до н. э.
Такое совпадение центральной части звездного Дуата Осириса, Ростау, и земного поля пирамид не может быть случайным и, по всей видимости, указывает на 10 450 г. до н. э. Почему именно на эту дату? И почему именно к этой дате архитектор хотел привлечь чье-то внимание?
Если бы человек, наблюдающий за поясом Ориона из Гелиополя 10 450 г. до н. э., зафиксировал бы как-то свои наблюдения за углом подъема звезды над горизонтом и углом ее отклонения по меридиану, он смог бы однозначно зафиксировать и свое время. Есть ли какие-либо свидетельства, что так оно и было?
Вспомним, что Страбон писал приблизительно в 20 г. до н. э., примерно через тысячу лет после Гипарха: "Египетские жрецы являются непревзойденными в науке о небе, именно они открыли грекам секреты "всего года", но эти знания позднее были проигнорированы, как и многое другое..." Тремя столетиями раньше Гипарха, приблизительно в 450 г. до н. э., Геродот сообщал, что "именно в Гелиополе можно найти самых ученых египтян... все соглашаются, что египтяне благодаря своим исследованиям в астрономии открыли солнечный год и были первыми, кто разделил его па двенадцать частей..."


Примерно в 10 400 году до н.э. положение звезд на небе соответствовало расположению пирамид


Возникает вопрос: был ли некрополь Гизе и, в частности, была ли Великая пирамида со своими шахтами колоссальным "определителем" времени, чем-то вроде звездных часов для фиксации "времени Осириса" и, в частности, "первого времени"?
Мы, конечно, знаем, что 10 450 г. до н. э. - слишком далекое время и для археологов, и для египтологов, но это найденное астрономическое свидетельство бросает им вызов - если не попытаться объяснить, то хотя бы высказать свое мнение.
Читатели греческой классики, без сомнения, вспомнят "Тимей", написанный Платоном, где он рассказывает о трагической судьбе, постигшей цивилизацию атлантов. Об атлантах поведал Платону Критий, который утверждал, что узнал эту историю от Солона, посетившего город Саис в Нижнем Египте. Египетские жрецы рассказали Солону о таинственном народе из страны под названием Атлантида, который захватил большую часть Средиземноморья, в том числе Египет, примерно "девять тысяч лет назад", и о том, что четыре записи о них сохранились в Египте до "сих пор". У Платона в "Тимее" есть интересное для нас упоминание о том, что души умерших являются звездами и возвращаются к своим звездам после смерти. Платон писал, что творец мира "создал такое количество звезд, чтобы у каждой души их было несколько... и те, кто прожили свою жизнь на земле хорошо, возвращаются обратно, к месту, где находится их главная звезда..."
Существуют также так называемые герметические тексты, которые опирались на "Тимей" Платона и были написаны в Египте, как утверждается древними учеными приблизительно в 200 г. н. э. Правда, сам автор утверждал, что он пользуется мудростью древних египетских книг. В "герметических текстах" Гермес (египетский бог мудрости Тот) спрашивает своего ученика: "Знаешь ли ты о, Асклепий, что Египет создан так, что он повторяет образ небес?.." Этот вопрос, но меньшей мере, интригует, поскольку Асклепия греки отождествляли с Имхотепом, легендарным астрономом и архитектором, создавшим первую ступенчатую пирамиду в Саккара. Древние египтяне считали, что именно Тот написал священные книги Гелиополя, часть из которых посвящена движению звезд.
Два исследователя пирамид, В. Р. Фикс и Марк Леенер, были довольно точны, когда утверждали: "Похоже на то, что события, связанные с атлантами, произошли в 10 400 г. до н. э." Такое соответствие удивляет, поскольку ни один из авторов не использовал астрономические методы - оба ссылаются на "видения" американского ясновидца Эдгара Цайка, умершего в 1945 г. Цайк настаивал на том, что пирамиды были начаты, или, по крайней мере, задуманы, примерно в 10 400 г. до н. э. и что утерянные записи атлантов будут найдены в "тайных камерах" в последние двадцать лет этого тысячелетия. Похоже, что Рудольф Гантенбринк подоспел как раз вовремя!
Опуская интересные свидетельства Быовэла в пользу "звездного соответствия пирамид", связанные со священной египетской птицей Феникс и священным камнем Бенбен, упавшим с неба в виде метеорита, обратимся к еще одной интересной находке, которая произвела фурор среди специалистов по древностям. Собственно находка эта обнаружена еще в 1872 г. братьями Диксон и доктором Грантом в шахтах погребальной камеры царицы Великой пирамиды, но по неизвестным причинам затерялась на многие годы у коллекционеров реликвий в Лондоне, а примерло с 1972 г. в запасниках Британского музея. Вот что пишет об этих находках Пьяцци Смит - современник братьев Диксон и Гранта: "Кое-что еще, однако, найдено в каналах [погребальной камеры царицы], а именно маленький бронзовый крюк; небольшой обломок дерева, скорее всего - из кедра, который мог быть рукояткой крюка, а также гранитный серо-зеленый шар... весом в 8325 граммов [примерно 0,850 килограмма]..."
Интересно, что о столь важном открытии забыли, и даже крупные специалисты-египтологи не знали о нем. По данному поводу Бьювэл пишет: "Странно, что мне никогда не приходилось раньше слышать ничего подобного. Поначалу я предположил, что египтологи знали об этой находке достаточно хорошо, чтобы ее обсуждать. Вспомнился медный предмет, который Рудольф обнаружил в южной шахте. Похоже, не он первый обнаружил металлические вещи в Великой пирамиде. Интересно, что он скажет по этому поводу? Я решил немедленно позвонить ему в Мюнхен. Как ожидалось, он был изумлен так же, как и я. И ему показалось странным, что после его находки никто не вспомнил о том, что в Великой пирамиде уже находили подобные предметы. Может, все действительно считали, что мы об этом знаем? Я позвонил доктору И. Е. С. Эдвард-су, но, к моему величайшему изумлению, он никогда не слышал о том, что было найдено Диксоном, поскольку не читал описание Пьяцци Смита. Эдварде решил навести справки в Британском музее, оказалось, что и там об открытиях Диксона никто ничего не слышал. Позднее доктор Спенсер, ответственный за архивы музея, сообщил, что о подобной находке в анналах музея не существует абсолютно никаких записей. Все это выглядело весьма странно. Куда мог деться древний реликт из пирамиды Хеопса?"
Однако поиски утерянных доказательств истинного назначения пирамид (спрятанных в ящике из-под сигар), к счастью, увенчались успехом. Веками находившиеся в герметически закрытых проходах, эти предметы хорошо сохранились. Найденный "инструмент" был инструментом, который использовали во время "ритуала, возможно, связанного с "открытием рта". Крюк этот напоминал раздвоенный язычок змеи. Подобные "похожие на змею" инструменты действительно использовались в церемонии, и некоторые неплохие изображения можно видеть на знаменитом "папирусе Хунифера", который хранится в Британском музее. Находка такого инструмента в северной шахте, которая, как мы знаем, была направлена в приполярную зону небосвода, является дополнительным аргументом к нашей теории о ее предназначении. Профессор 3. Заба, египтолог и астроном, уже давно приводил доказательства того факта, что в церемонии "открытия рта" использовался инструмент под названием "Пеш-ен-кеф", который выглядел очень похоже на найденный Диксоном "инструмент". Далее Заба утверждал, что <<Пеш-ен-кеф>>, установленный на деревянном шесте, использовался для ориентации пирамиды на полярную звезду. Представляется вполне вероятным, что жрецы помещали этот ритуальный инструмент в северную шахту с другой стороны погребальной камеры царицы".
Итак, подведем итоги ошеломляющих изысканий и кропотливой работы мистера Бьювэла. Для этого обратимся к его книге, которая также содержит комментарии к данному событию других ученых. Приведем некоторые из них. Вирджиния Тримбл (1964): "Исходя из того, что нам известно о религии Древнего Египта, и на основании астрономических вычислений, становится очевидным, что шахты действительно играли роль путей, по которым усопший фараон должен был совершить свое восхождение к созвездию Сах".
Алан Гарднер в 1925 г. в результате расшифровки древних египетских папирусов открыл, что строитель Великой пирамиды Хеопс искал некую "тайную камеру" в святилище бога Тота или же его гробницу, чтобы воспроизвести ее при построении своей пирамиды. Комната, в которой могла находиться гробница Тота, была, по всей вероятности, архивом, где хранились "звездные" тайны самых древних жрецов Египта.
Наконец, замысел, основанный па религиозных представлениях в построении пирамид, резюмируется самим Быовэлом следующим образом:
"Из "Текстов пирамид" мы знаем, что как северные, так и южные звезды играли важную роль в ритуале перерождения и имели прямую связь со звездным предназначением усопшего царя. Об этом писали многие исследователи, египтологи и астрономы. В первую очередь упоминались следующие звезды:
а) по северному меридиану - Большая Медведица, Малая Медведица и Дракон. Альфа Дракона во времена эпохи пирамид (ок. 2500 г. до н. э.) занимала место на полюсе;
б) по южному меридиану самыми важными являлись созвездия Ориона и Большого Пса (в нем находится Сириус). Сюда следует добавить созвездие Тельца, включающее Гиады.
Религиозный ритуал, который происходил после смерти царя, имел своей целью, как мы уже сказали, перерождение правителя. Некоторые называют этот ритуал "ритуалом Осириса", поскольку усопший царь становился Осирисом в звездном царстве этого бога, в созвездии Ориона. Однако до того, как царь отправлялся в это путешествие к Осирису-Ориону, надо было осуществить множество церемоний. Самой важной из них являлось "открытие рта". Во время этой церемонии Гор и четыре его сына с надлежащими инструментами выполняли действия для того, чтобы начать процесс перерождения Осириса-царя. Сейчас принято считать, что оба инструмента имели форму, которая напоминала очертания Большой и Малой Медведиц. Другой существенной частью этой церемонии являлось символическое рождение Гора-царя (нового фараона), который также имел соответствие на звездном небе как "Гор, который в Исиде".
Отсюда мы можем с достаточной уверенностью заключить, что замысел строителей состоял в том, чтобы зафиксировать в архитектуре строения неотъемлемые элементы ритуалов "открытия рта", рождения "Гора, который в Исиде" и путешествия души в звездное царство Осириса-Ориона.
Возникает вопрос - какую цель они при этом преследовали? Пирамиды являются религиозными сооружениями, которые посвящены культу перерождения фараонов. Заклинания, используемые этим культом, были обнаружены в "Текстах пирамид". Из этих заклинаний можно получить представление, какой видели египтяне посмертную жизнь на небе в созвездии Осириса-Ориона.
Все пирамиды были ориентированы по звездам - основания их направлены строго но меридиану (с севера на юг). Великая пирамида, кроме того, имеет четыре шахты, которые были ориентированы по меридиану на наиболее важные звезды, связанные с культом перерождения. Одна из этих шахт направлялась на Ал-Нитак, низшую звезду пояса Ориона. Обратим внимание на то, что пирамида Хеопса по отношению к остальным пирамидам расположена так же, как Ал-Нитак к остальным звездам пояса Ориона; нельзя также не заметить, что взаимное расположение Нила и пирамид повторяет размещение звезд, имеющих отношение к "перерождению" и "звездного Нила", Млечного Пути. Отсюда может быть сделан вывод о том, чем руководствовались строители, размещая пирамиды на плато Гизе.

Статья публикуется по материалам книги, ставшей мировым бестселлером: Бьювэла Р., Джилберта Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. - М.:Вече, 1996. -368с.
Hosted by uCoz